ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ, ЕСЛИ ОТМЕНА РЕЙСОВ И ТУРОВ ЗАСТАЛА ТУРИСТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

– Составить в произвольной форме заявление на возврат денежных средств. В заявлении не должно быть фраз типа «просим аннулировать тур», необходимо сразу и четко указать в заявлении причину, по которой вы или ваши туристы просите вернуть денежные средства – ввиду неисполнения туроператором обязательств и невозможности воспользоваться оплаченным туром.

– Направить заявление в письменной форме по месту приобретения тура, т.е. турагенту. В обязанности турагента, который заключил договор с туристом входит дальнейшая связь с туроператором и получение у него возврата денежных средств за несостоявшиеся ввиду неисполнения туроператором обязательств туры. Рекомендуем турагентам важно действовать максимально оперативно и в кратчайшие сроки уведомлять туроператора о поступивших заявлениях.

– Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит точных сроков возврата денежных средств за неоказанные услуги, есть лишь пункт о сроках ответа на письменное заявление потребителя – 10 дней. Поскольку данный закон не уточняет, о календарных или рабочих днях идет речь, то допустимым сроком реагирования на обращение принято считать две недели с момента подачи письменного заявления. Хотя в ГК РФ все сроки указываются в днях календарных, если специально не указано иное. Срок ответа на претензию потребителя, таким образом, — в календарных днях, а в случае, если последний день ответа приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день(ст. 191 ГК).

– Особо обращаем внимание туристов – возврат денежных средств будет производиться на расчетный счет турагента, который в дальнейшем осуществит возврат вам. Возвраты напрямую потребителям, минуя турагентов, невозможны с точки зрения законодательства и финансовой дисциплины компаний. Возврат туристам осуществляется в том же порядке, в котором происходила оплата. Если оплата тура осуществлялась по банковской карте, то и возврат возможен только на карту.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ, ЕСЛИ ОТМЕНА РЕЙСОВ И ТУРОВ ЗАСТАЛА ТУРИСТОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИИ

– В случае отсутствия проблем с размещением в отеле у туристов, рекомендуем проверить в авиакомпании наличие и выписку для вас авиабилетов, даже если в состав тура входили билеты регулярных рейсов. Сделать это можно по номеру брони или билета, на сайте авиакомпании или по телефону.

– Если с размещением в отеле у туристов возникли сложности, то необходимо собрать подтверждение всех расходов, произведенных туристами из-за сложившейся ситуации – оплата за размещение, приобретение новых авиабилетов и другие повторные оплаты за ранее оплаченные услуги. По возвращению в Россию следует написать заявление на возврат денежных средств (порядок действий описан выше) и приложить к нему копии документов об оплате. Расходы на повторную оплату услуг можно подтвердить выпиской с вашей банковской карты. В отелях при оплате размещения всегда выдается документ, подтверждающий период проживания, тип номера, питание и другие услуги, оплаченные туристу. Расходы на авиабилеты, номер и дату рейса можно подтвердить маршрут-квитанцией авиабилета.

В случае переселения туристов в другой отель, при этом расходов на его оплату они не понесли, у них сохраняется право требовать компенсации у туроператора за оказанные не в полном объеме услуги, по возвращению в Россию. Рекомендуем иметь документы, подтверждающие размещение в отеле, не прописанном в договоре с туристами.

Для возврата денежных средств, затраченных на повторную оплату услуг туроператору по приезду в Россию, следуйте рекомендациям, данным выше.

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ ТУРИСТ МОЖЕТ ПРЕДЪЯВИТЬ ТУРОПЕРАТОРУ

Туристы, помимо стоимости тура, если тур не состоялся ввиду неисполнения туроператором обязательств, и возмещения расходов, если тур состоялся, но туристам пришлось повторно оплачивать услуги, могут требовать возврата денежных средств за пропавшие проездные билеты от дома к месту вылета на отдых (например, если туристы из региона вылетали на отдых из Москвы).

Причем возмещению подлежат как неиспользованные билеты, если они не подлежат сдаче, так и билеты, которыми туристы все же воспользовались – если заявление туроператора застало их в день вылета на отдых и туристы только в аэропорту узнали, что их рейс не состоится. Все расходы должны быть подтверждены документально.

Можно требовать возмещения морального вреда, пени и неустойки в досудебном порядке, но обязанности компенсировать их до суда у туроператора нет.

Турагенты могут рассчитывать на возврат в досудебном порядке только стоимости тура. Все остальные затраты турагента (например, доплата за перебронь билетов, повторная оплата проживания и т.д.), исходя из практики аналогичных ситуаций, туроператор вряд ли возместит в добровольном порядке.

В случае если туроператор отказывается производить возвраты денежных средств в установленном порядке(см.выше) у туристов есть право обращения в суд. Обязательно соблюдайте досудебный порядок урегулирования споров. Рекомендуем туристам и турагентам обращаться к юристам для более подробной консультации по судебному и досудебному урегулированию споров.

Рекомендуем ВСЕМ ТУРИСТАМ «НАТАЛИ-ТУРС» И «АВРОРА БГ» перед вылетом, даже если в состав вашего тура входит авиабилет регулярного рейса, уточняйте в авиакомпании его выписку для вас!