turizm.ru

В гостях у TURIZM.RU — президент Альянса туристических агентств, первого профессионального объединения туристической розницы, Андрей Гаврилов. Главная тема нашей беседы — российский туризм вчера, сегодня и завтра. А еще мы поговорим, как правильно выбрать турагентство, куда выгоднее поехать с туроператором и почему не стоит ждать открытия Египта и Турции.

 — Андрей Юрьевич, еще пять лет назад вы предсказывали рост внутреннего туризма. И это в то время, когда наблюдался пик популярности зарубежных массовых направлений. Вы уже тогда знали о санкциях, курсах валют, о кризисе?

— Дело совсем не в санкциях и не в кризисе. Развитие и наращивание объемов внутреннего туризма началось гораздо раньше. Пять лет назад, согласно статистике, за границу выезжало около 17 миллионов человек, а по России путешествовало — в два раза больше. И этот показатель увеличивался на 5% ежегодно. Тогда же, в 2011 году, впервые принята отраслевая федеральная целевая программа: 98 млрд рублей выделены из федерального бюджета на модернизацию и совершенствование транспортной и обеспечивающей инфраструктуры. Также привлечено более 300 млрд. рублей частных инвестиций на строительство гостиниц и других туристских объектов, создание новых маршрутов и организацию событийных мероприятий. Кстати, огромное значение в документе уделялось продвижению России. Благодаря этому, на телевидении, наконец, появились репортажи о больших и малых городах нашей страны. Кстати, в 2013 году в Крыму отдохнуло 2 миллиона россиян, а в Турции не намного больше — около 2,5 миллионов. Как видите, мнение о том, что россияне ездили отдыхать только за рубеж, — это миф.

— В этом году Крым вообще ожидает 6 миллионов туристов. Куда расти дальше?

— Это зависит от совместных усилий государства и бизнеса. Ведь на туризм влияет масса разнообразных факторов. Возьмем Зимние игры в Сочи. Были сделаны колоссальные вложения в инфраструктуру — транспортную, гостиничную, инженерную. И есть результат! Сегодня мы видим огромный приток туристов в Красную поляну и Имеретинку. Сейчас 11 городов России готовятся принять Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Еще одно крупное событие, которое не только позволит осовременить номерной фонд, дороги, коммуникации, но главное — привлечет внимание всего мира. Все предпосылки для роста российского туризма есть. Задача — их грамотно использовать.

— То есть лет через пять ситуация так изменится, что мы будем чувствовать себя как в Европе, а иностранцев встречать не только в крупных городах… ?

— Не сомневаюсь.

— Хорошо. Вернемся ко дню сегодняшнему. Каждый турист сам решает, как организовать поездку. Можно самостоятельно купить авиабилет и забронировать номер в гостинице. Или приобрести готовый турпакет. Свои плюсы и минусы есть в любом варианте…

— Более того, в каждой стране — свои особенности туристического рынка. Для большинства наших соотечественников все же важно пообщаться вживую, почувствовать особую атмосферу офиса, полистать каталоги. Это вызывает доверие. К тому же интернет — вещь удобная, но, увы, не всегда надежная.

Президент АТА Андрей Гаврилов и исполнительный директор Наталья Осипова

— Что вы имеете в виду?

— Это благодатная почва для мошенников. Вот совсем недавно, например, туристы бронировали проживание в гостинице в Абхазии, а попали на сайт-двойник, очень похожий на настоящий, официальный. Банковской картой оплатили проживание, в итоге остались ни с чем.

Другой пример: турист насмотрелся красивых картинок в интернете и забронировал номер в отеле. А когда приехал на место, обнаружил полное несоответствие виртуального и реального.

Я бы мог привести еще примеры… Но хватит о плохом. После каждого такого случая вопроса, как всегда, два: кто виноват и как вернуть деньги? Зачастую оперативно решить ситуацию не удается.

02

Выступление с докладом на Конференции АТА

— А если речь идет о турагентстве?

— В законе «Об основах туристской деятельности» четко прописаны обязанности турагента предоставить туристу полную, достоверную информацию обо всех условиях и деталях предстоящего отдыха. Кроме того, продающие менеджеры регулярно участвуют в рекламных турах, они, как правило, глубоко знают специфику своего продукта.

Еще один момент: турпакеты, особенно на массовых направлениях, часто стоят дешевле купленных в интернете перелета и размещения. За счет чего? В первую очередь, за счет выгодных условий контрактинга и больших объемов. Еще одно преимущество агентств — в разнообразии ассортимента. Можно подобрать тур под любой запрос и бюджет. К менеджерам стекается самая свежая информация со всего туристического рынка. К тому же, у них есть обратная связь от туристов, которые уже вернулись: что понравилось или нет на том или ином курорте, пляже, отеле. То есть в лице турагентства турист находит профессионального тревел-консультанта.

03

На встрече с депутатом Госдумы С.В. Кривоносовым

— Красиво говорите, Андрей Юрьевич. Но где найти и как отличить настоящих профессионалов — «тревел-консультантов»? Дайте рецепт.

— Во-первых, стоит обратить внимание, где расположено агентство, как обустроен офис, насколько современна техника, представлена ли рекламная продукция. Дипломы на стенах тоже могут дополнить картину. Все это заметно прямо с порога, и либо вызывает, либо не вызывает доверие. Первое впечатление далеко не всегда обманчиво. Да, и еще обратите внимание: обязательно должен быть «Уголок потребителя», где представлена вся официальная документация: свидетельство о государственной регистрации, правила оказания услуг по реализации туристского продукта, режим работы и многое другое.

Агентства с поставщиками услуг связывают договорные отношения, то есть должен быть договор с каждым туроператором, чей продукт вам предлагают. Будет не лишним увидеть эти документы перед тем, как совершить покупку. Напомню, что каждый туроператор имеет номер в Едином федеральном реестре. Его можно проверить на сайте Ростуризма. Также поинтересуйтесь, состоит ли агентство в профессиональных сообществах, например, в Альянсе туристических агентств. Собственно, мы и создавали его, чтобы иметь дополнительные механизмы защиты прав потребителей. Добросовестные предприниматели, как правило, стремятся к объединению, им это выгодно. В отличие от тех, кто работает не совсем честно.

— А туристы продолжают уходить в интернет…

— Хотя специальных исследований мы не проводили, по моим оценкам, услугами туроператоров и турагенств пользуются не менее половины всех российских туристов. Причем, в самом массовом сегменте «пляжный отдых» доля тех, кто покупает готовые турпакеты, достигает 90%.

— По данным экспертов, российский туристический рынок сократился на 30-35%. Что будет дальше?

— Во всем мире количество туристов и путешественников растет, сейчас их насчитывается более одного миллиарда. В мировой экономике туризм занимает 3 место по объемам продаж. Наша страна переживает временный период перераспределения потоков, но рано или поздно общемировые тенденции проявятся и у нас. Люди все равно будут путешествовать. На моря или на озера, на рыбалку или в круизы, на автомобиле или поездом. У человека есть потребность к смене обстановки. Поэтому спрос на туристические услуги будет всегда.

— К нам часто обращаются читатели с вопросом, когда же, наконец, снимут запрет на полеты в Египет. И когда снова можно будет отдыхать в Турции?

— Решение этих вопросов зависит не от нас. Я владею только той информацией, которую предоставляют официальные источники. Известно, что Минтранс должен провести еще ряд проверок безопасности в аэропортах Египта. Я допускаю, что при выполнении всех наших требований, месяца через полтора, то есть ближе к осени, полеты возобновятся. С Турцией все гораздо сложнее. Не думаю, что в ближайшее время произойдут какие-то сдвиги в этом вопросе.

— То есть рассчитывать на Египет этим летом не стоит?

— Не стоит. Более того, я бы рекомендовал поспешить с принятием решения и покупкой тура. Ведь уже сейчас многие гостиницы на российском юге забронированы и на июль, и на август. Впрочем, как и на самых популярных зарубежных направлениях — Греции и Кипре.

— А ВЦИОМ говорит, что 45% наших соотечественников этим летом никуда не поедут, а останутся дома…

— Ну, ВЦИОМ… Мы, живущие в России, отличаемся тем, что можем быстро принимать решения. Еще вчера мы никуда не собирались, а сегодня купили тур и отправились отдыхать. По результатам сезона цифры поменяются. Вот увидите.

— А вы этим летом куда собираетесь?

— Мне пока не до отпуска — много работы. Поэтому сочетаю деловые поездки с отдыхом. В командировках стараюсь чуть-чуть выкроить время для себя. Задержаться еще на пару дней, чтобы просто полежать на пляже или съездить к местным достопримечательностям. И обязательно сходить в национальный ресторан, попробовать новые блюда. Я побывал более чем в 100 странах мира, и в каждой нашел для себя что-то особенное и уникальное. То самое, что и зовет меня в путешествия снова и снова.

А всем читателям TURIZM.RU хочу пожелать: расширяйте границы, открывайте мир, путешествуйте при любой возможности. В соседний город ли, в Крым, в Грецию, в Австралию, на Байкал… И пусть впечатления и эмоциональный заряд, который вы получите, останутся с вами до следующего отпуска.

Записала Светлана Тучкова

Справка TURIZM.RU
АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ ГАВРИЛОВ

  • Президент «Альянса туристических агентств» с 2013 года
  • Окончил экономический факультет Московского авиационного института (МАИ), кандидат экономический наук
  • В туризме — с 1986 года
  • Организовывал программы международных обменов и взаимных поездок по линии Комитета защиты мира и Фонда социального развития России «Возрождение», руководил работой ряда туристических компаний
  • С 2005 года участвует в подготовке отраслевой нормативной правовой базы и разработке национальных туристских стандартов, систем классификации объектов туристской индустрии
  • С 2009 года работал в федеральных органах государственной власти в сфере туризма как заместитель директора, директор Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма России
  • До 2014 года являлся советником Руководителя Федерального агентства по туризму

Источник: http://www.turizm.ru/enterview/articles/andrej_gavrilov_spros_na_turisticheskie_uslugi_budet_vsegda/


Дата:
Категория СМИ о нас