dp.ru

Минувший год оказался не таким ужасным для российской туриндустрии, как можно было предположить. Представители туроператоров и агентств рассказали «ДП» о поводах для оптимизма, возможном открытии Египта и планах по выживанию в 2016 году.

После того как еще в 2014 году туристический рынок почти единовременно покинули несколько крупных туроператоров, специалисты предполагали, что банкротства продолжатся и в 2015 году. Тем не менее обошлось без громких банкротств. Но минувший год все равно трудно назвать удачным для отрасли. Уход с рынка авиаперевозок второй в России авиакомпании, активно задействованной в чартерных программах, стал первым потрясением. Затем трагедия над Синаем, повлекшая за собой снижение спроса на всех направлениях, и запрет на перелеты в самую популярную среди россиян страну — Египет. Тогда Ростуризм оценил прямые убытки крупных туроператоров в 1,7 млрд рублей. Всего несколько недель спустя под запретом оказалось и второе по популярности у российских туристов направление — Турция. А в АТОР объяснили, что если конфликт с Турцией затянется на 2-3 месяца, убытки в несколько раз превысят потери от запрета на полеты в Египет.

Казалось бы, на рынке выездного туризма после всего случившегося в минувшем году без вариантов можно ставить крест, но представители туроператорских компаний и агентств не так пессимистичны. «ДП» узнал у них, что произойдет с туристическим бизнесом в 2016 году.

Банкротства и открытия

Несмотря на то, что в прошлом году обошлось без банкротств, специалисты предполагают, что в 2016 году с рынка могут уйти ряд туроператоров и немалое количество агентств.

«Мне кажется, к летнему сезону-2016 операторов и агентств поубавится. Я уже сейчас вижу, как агентства закрываются, а если не будет розничной сети, то туроператором будет сложнее сбыть туристический продукт», — поясняет Ирина Семенова, представитель Альянса туристических агентств в Северо-Западном регионе.

Банкротства небольших турфирм кажутся возможными и директору туроператора «Питертур» Юлии Большаковой. Она также допускает, что ряд таких компаний будут пытаться скрыться с деньгами туристов.

«Туроператорам, у которых, так же, как у нас, есть собственный отдел продаж, это будет на руку, ведь туристы придут к нам. С другой стороны, это против законов рынка, потому что нам нужна дилерская сеть. Поэтому сейчас мы стараемся работать и с московскими агентствами. И еще один важный инструмент продаж — это сервис Robinzon Travel, который помогает клиентам совместить покупку авиабилета и бронирование отеля, не предусматривает других услуг и сразу выдает ваучер», — говорит директор туристической компании «Питертур» Юлия Большакова.

Но наряду с банкротствами она также прогнозирует выход на рынок Петербурга новых туроператоров. После краха «Невы», «Версы» и других операторов почти 1,4 тыс. человек оказались без работы. Это достаточно профессиональные кадры. Часть этих людей потерялись, а кто-то начнет в скором времени активизироваться, они начнут привлекать инвестиции для того, чтобы вывести на рынок тот продукт, которым они занимались и которого нет у федеральных туроператоров», — поясняет директор компании «Питертур».

Все внутрь

Ростуризм возлагает большие надежды на внутренний туризм. После закрытия Египта и Турции глава ведомства Олег Сафонов даже заявил, что выездные потоки вообще не должны волновать Ростуризм. А министр культуры и вовсе рассказал, что отели, работающие в Краснодарском крае, намного лучше турецких. Энтузиазм политиков, в общем, понятен, развитие внутреннего и въездного туризма — это отличный способ оставить в стране деньги отечественных путешественников.

Что касается представителей туристического бизнеса, они настроены не так оптимистично. Да, в условиях, когда два бюджетных направления закрыты, доходы не увеличиваются, а цены растут, туристы, вероятнее всего, предпочтут отдохнуть на Родине. Но будут ли они при этом пользоваться услугам туристических компаний — вопрос открытый.

«Что касается путешествий по стране, здесь у туристов множество возможностей организовать путешествие самостоятельно. Так что у меня есть сомнения, что туристы будут массово обращаться к турфирмам для организации поездок по России», — говорит коммерческий директор туристической компании «Вест-Тревел».

С ним согласна и Ирина Семенова: «Мы возвращаемся к тем временам, когда заграничный туризм считался элитным отдыхом, отдыхом не для всех. Увеличится количество отдыхающих дома, в том числе дикарями с палатками».

Не менее скептически о возможностях импортозамещения в туризме высказывается и Юлия Большакова. Она считает, что предлагаемый отечественный турпродукт пока не отвечает ожиданиям туристов, которые уже успели поездить по миру.

Проблема-2015

2015 год был богат на события, которые так или иначе скажутся на туристическом бизнесе и в 2016 году. Это и уход «Трансаэро», и закрытие двух массовых направлений.

«Больше всего в 2015-м подкосила рынок ситуация с «Трансаэро», плюс, конечно, огромный кризис доверия, который тянется с лета 2014 года. С этого времени люди начали всего бояться», — говорит Юлия Большакова.

Еще одна проблема родом из ушедшего года — закон об усилении ответственности туроператоров. Проблема даже не в самом законе, а в том, что до конца 2015 года он так и не был принят. Получается, что на данный момент представители туристических компаний находятся в неведении по поводу того, как им предстоит работать в следующем году.

«Непринятый закон будет очень мешать работать. Висит вопрос с фингарантиями. Ведь, по сути, с ними ничего не понятно. Есть старая формулировка, если будет новая, то надо будет приводить все в соответствие. Если с туроператоров будут собирать 7% от оборота прошлого года, то тут возникнет вопрос, где взять такие деньги, если клиентов особо нет. Все это очень большая проблема для планирования деятельности», — объясняет Сергей Хохлов, коммерческий директор компании «Вест Тревел».

Что касается закрытия двух направлений массового туризма, то не на всех компаниях это сказалось одинаково негативно.

«После ситуации с Турцией в нашем случае пострадали стыковочные рейсы. У нас были блоки мест на перелеты через Стамбул и, к сожалению, очень много было отказов. Египет — это не наше направление, но тем не менее те люди, которые покупали дорогой Египет, ушли на Вьетнам и Китай. И это уже как раз наш продукт. Мы в этой ситуации заработали, но это не значит, что туристов стало больше. Просто произошло перераспределение турпотоков», — объясняет Юлия Большакова.

Она также предполагает, что в 2016 году возможно открытие Египта: «Я считаю, что Египет должен вернуться. Все-таки отношения у нас с ним неплохие, и для туристов это будет выгодно, какая-то часть вернется на эти направления, но не все, потому что, конечно, у людей есть опасения».

Выжить любой ценой

Для агентств случившееся уже стало огромной проблемой, заставившей многих из них закрыться как минимум до весны. Тем же, кто остался, придется в корне поменять принципы работы ради того, чтобы выжить.

«Не думаю, что в следующем году снимут запрет на полеты в Египет, хотя слухи об этом активно муссируются. Изменений в отношениях с Турцией тоже ждать не стоит. Что касается агентств, то большинство из них работают на массовку. Если вместо пакетных Турции и Египта они научатся продавать индивидуальные туры, то смогут выжить. В противном случае многие закроются», — говорит Ирина Семенова.

Впрочем, ради того, чтобы остаться на плаву и не упустить прибыль, поменять свои планы придется не только агентствам, но и туроператорским компаниям.

«Я знаю, год будет тяжелым в том плане, что нужно будет очень активно и правильно выстроить стратегию продаж внутри каждого направления. Кто понимает, примет мои слова как руководство к действию. Нужно быстро, не к марту, а уже к январю проанализировать динамику продаж за прошлый год, посчитать доходность, количество туристов и выработать стратегию. Если раньше можно было планировать на год и даже на два, то сейчас планировать можно не больше чем на 2-3 месяца вперед. Хотя сложные дорогие другие туры люди покупают заранее, у нас уже есть продажи на март и даже на май», — рассказывает Юлия Большакова.

Последний удар

В предпоследний день 2015 года Ростуризм принял решение, которое уже в нынешнем году сильно ударит по рынку выездного туризма. С 1 января 2016 года из Единого федерального реестра туроператоров исключается ряд крупных компаний, таких как «Пегас Туристик», «Анекс Тур», «САНМАР тур», их дочерние предпрятия и несколько малоизвестных туроператоров. Пока рано говорить о последствиях, туроператоры все еще надеются, что решение не окончательно, и продолжают работать в штатном режиме.

«Мы не рассматриваем худший вариант. И надеемся, что решение будет изменено после праздников. По ряду причин часть документов, которые необходимо было отправить в Ростуризм, не были доставлены в ведомство. Ряд формальностей в итоге не были соблюдены. В каких-то случаях это произошло по нашей вине, в каких-то по независящим от нас обстоятельствам, но это в любом случае не вина Ростуризма», — объясняет Оксана Бараковская, заместитель директора по связям с общественностью компании «Пегас Туристик».

А вот на сайте reestr.russiatourism.ru сообщается, что компании исключены из реестра в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.11.2015 №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Тем временем, как сообщил Интерфакс, решение Ростуризма уже раскритовали в Российском союзе туриндустрии:

«Нам звонят из разных городов туристы, которых интересует судьба оплаченных путевок, и турагентства, которые не знают, что отвечать туристам. Непонятно, почему надо было принимать такое решение именно 30 декабря, в пик зимнего сезона, когда десятки тысяч туристов вылетают или должны вылетать на каникулы», – сказала пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

Источник: https://www.dp.ru/a/2015/12/30/Turbiznes_prorvetsja


Дата:
Категория СМИ о нас